Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены. С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом, а также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а затем – учителя). Отлаженный режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.
Зачем нужен режим?
Режим дня имеет огромное значение для состояния здоровья ребенка и воспитания. Распорядок позволяет максимально продуктивно организовать жизнь ребенка и родителей, в результате чего все члены семьи способны справиться с большим количеством дел с минимальными потерями ресурсов на суету, панику и переживания, связанные с возможными опозданиями. Если приемы пищи, сон, прогулки и другая необходимая деятельность ежедневно проходят в одно и то же время, ребенок привыкает, начинает понимать, что такое дисциплина, и легче перестраивается с одного вида деятельности на другой.
Грамотно составленный режим, учитывающий рекомендации педагогов и педиатров, способствует гармоничному развитию личности ребенка. Организм привыкает жить «по часам», он «знает», когда необходимо принимать пищу или ложиться спать, и подготавливается к процессу. Нарушения режима могут привести не только к капризам, но и к развитию болезней. Чаще всего дети, привыкшие соблюдать распорядок дня, чувствуют себя бодро по утрам и в течение всего дня, пребывают в хорошем настроении и уравновешенном состоянии.
Проблемы могут возникать, когда ребенку приходится перестраиваться с одного режима на другой, а это неизбежно в процессе взросления и смены вида деятельности. По началу дети капризничают, плачут, не желая признавать новый распорядок, но в итоге успокаиваются, привыкают, и все становится на свои места.
Дети, посещающие детский сад, привыкают к режиму, который работает в дошкольном учреждении. Важно, чтобы и дома родители придерживались режима, тогда ребенку будет намного легче следовать распорядку дня в садике. Однако многие родители придают распорядку гораздо меньшее значение, чем нужно. Часто они позволяют детям отклоняться от установленного графика. Этого делать нельзя, поскольку постоянное попустительство мешает выработке привычки.
Соблюдение режима делает ребенка самостоятельным. Он четко знает, что ему необходимо делать, делает это без напоминания и без помощи (в определенном возрасте). Четкое выделение времени на выполнение каждой определенной задачи позволяет равномерно распределить нагрузку на организм ребенка, что исключает переутомление, капризы и истерики.
Характер закладывается именно в первые годы жизни, к пяти годам он является уже полностью сформированным, дальше возможна только незначительная корректировка. С помощью внедрения режима дня можно воспитать в ребенке дисциплинированность, самостоятельность, пунктуальность. Все эти качества благоприятно сказываются на качестве игрового и учебного процесса.
В итоге соблюдение режима дня имеет следующие преимущества:
- Ребенок растёт здоровым, поскольку своевременно принимает пищу, хорошо спит, много времени уделяет активным играм. Врачи считают, что соблюдение режима укрепляет иммунитет, поскольку организм подстраивается под него, в результате ребенок лучше спит и ест с аппетитом. В свою очередь, крепкий иммунитет защищает от болезней.
- Ребенок становится спокойным и уверенным, поскольку распорядок позволяет избежать нервозности, суеты, хаоса и беспорядка. Жизнь приобретает упорядоченность.
- Дети, которые дома соблюдали режим, гораздо легче проходят адаптационный период в детском саду и школе. Детям, которые дома не следовали распорядку дня, бывает тяжело привыкнуть к новым требованиям.
- Малыш рано становится самостоятельным, у родителей нет нужды постоянно контролировать его действия.
- Много времени уделяется развивающим занятиям и тем мероприятиям, которые не происходят ежедневно, тогда как постоянные регулярные задачи выполняются автоматически, на них тратится минимум времени.
Дополнительные занятия, секции и кружки
Создавая режим дня ребенка дальше, смело вписывайте в оставшееся время те секции и кружки, которые вы выбрали совместно с чадом. В этом вопросе главное не перегружать детку, пусть лучше будет 2-3 секции, но их посещение по-настоящему станет приятным временем для дошкольника.
Читайте нашу статью: Куда направить энергию ребенка — выбираем кружки и секции для детей
Дома родители также могут самостоятельно заниматься с ребенком по специальным пособиям, которые помогут привить детке элементарные знания по математике, окружающему миру, подскажут, как научить ребенка читать и писать. Учитывайте также, что оптимальным временем в течении которого может концентрироваться ребенок 5-7 лет является 20-40 минут, после этого ему необходимо переключиться на активную деятельность.
Из чего состоит распорядок?
Распорядок дня включает в себя следующие обязательные составляющие:
- Приемы пищи. В зависимости от возраста их должно быть четыре или пять.
- Ночной сон. Дошкольники должны спать примерно двенадцать часов в день, младшие школьники – десять. Старшие школьники постепенно переходят на восьмичасовой ночной сон.
- Дневной сон. Продолжительность дневного сна составляет примерно полтора – два часа. Дошкольники днем должны спать обязательно, для школьников это условие уже не обязательно, однако в младших классах некоторые дети все же предпочитают спать после школы.
- Бодрствование. Временной промежуток, когда ребенок бодрствует, должен быть заполнен полезными занятиями: прогулками, играми, изучением окружающего мира, физической активностью, творчеством и многими другими занятиями. Важно не переусердствовать с заполнением свободного времени ребенка. У него должно оставаться время на общение с родными и отдых. Чрезмерная загруженность приводит к серьезным проблемам.
Маме на заметку
Если время сна трехгодовалого малыша с каждым днем сокращается, это свидетельствует о недостаточной физической нагрузке. Рекомендованы игры и занятия спортом на свежем воздухе. Наоборот, когда малыш спит больше обычного, это говорит о физическом переутомлении, недостатке витаминов в рационе. В этом случае следует ввести в дневной план больше спокойных игр, обеспечить богатый фруктами и овощами рацион.
Важно не нагружать малыша большим объемом информации, пытаясь воспитать вундеркинда. Все способности проявятся в свое время. Пока же кроха развивается и набирается сил. Правильный распорядок поможет ему расти активным, любознательным, здоровым, каждый день открывать много нового в нашем удивительном мире.
Loading…
Поделитесь с друьями!
Что нужно знать об организации режима?
Дневная активность тесно связана с биоритмами. Самая высокая работоспособность отмечается с восьми часов утра до двенадцати часов дня и с двух до четырёх часов дня. В промежутке между двенадцатью и четырнадцатью часами активность снижается. По этой причине на это время стараются не планировать никаких энергозатратных мероприятий. Лучшее занятие – сон. Самое подходящее время для активной деятельности именно утром и после двух часов дня.
Степень активности меняется и в течение недели, например, после выходных работоспособность снижена, ребенок постепенно втягивается в режим, и в последующие дни недели она возрастает. К концу недели накапливается усталость, связанная с недостаточной физической активностью и повышенными умственными нагрузками. По этой причине рекомендуется проводить занятия с физической активностью, чаще гулять, играть в активные и подвижные игры, чередовать умственную нагрузку с физической. Если в течение дня ребенок не устает, он меньше капризничает.
В некоторых семьях по выходным режим перестает соблюдаться в полной мере. Уставшие родители предпочитают подольше поспать, чем сбивают весь режим. Ребенок поздно встает, оказывается предоставленным самому себе. Это приводит к капризам. Родителям необходимо найти в себе силы, чтобы в выходные не нарушать распорядок. Детям, которые и в выходные придерживаются режима, гораздо проще влиться в привычную деятельность в понедельник. Однако если накануне ребенок долго играл в игры, смотрел телевизор или делал, что хотел, неограниченное время, в начале недели уже появляется усталость, отмечается повышенная возбудимость, которая мешает занятиям и приводит к конфликтам с другими детьми или учителями.
При составлении режима дня учитывают физиологические потребности. До пяти лет ночной сон должен длится десять – одиннадцать часов, а дневной – от полутора до двух с половиной часов. Оптимальный временной промежуток для того, чтобы отправить малыша в постель, – с девяти до половины десятого вечера. В таком случае в семь утра ребенок проснется отдохнувшим. Дневной сон нужно организовывать так, чтобы до трех часов дня малыш проснулся. Тогда до конца вечера он будет бодрым и активным. Если ребенок будет просыпаться позже, возможны: вялое состояние, капризы, отказ выполнять просьбы и поручения взрослых, трудности с ночным засыпанием.
Ночному сну необходимо уделять особенное внимание, поскольку, невыспавшийся ребенок с утра тяжело реагирует на поручения взрослых, капризничает, ведет себя малоактивно. Его активность повышается к вечеру, когда он начинает шуметь, играть, бегать. В итоге, когда подходит время отправляться в кровать на ночь, он отказывается это делать. Родителям приходится приложить немало усилий, чтобы стабилизировать ситуацию.
Какие рекомендации при соблюдении режима необходимо учитывать родителям? За десять – пятнадцать минут предупреждайте ребенка о том, что необходимо заканчивать игру и идти спать. Соблюдайте эту рекомендацию, таким образом вы подготовите ребенка к тому, что время получения удовольствий заканчивается и избежите капризов. Проследите за тем, чтобы ребенок самостоятельно все сделал и лег в постель. При необходимости помогите ему. Не поддавайтесь на слезы и уговоры разрешить поиграть еще пять, десять или пятнадцать минут. Чистка зубов, переодевание в пижаму и другие вечерние ритуалы помогают ребенку настроиться на сон.
Если приемы пищи проходят каждый день в одно и то же время, организм к этому привыкает и чувство голода возникает как раз в том время, когда должен начаться следующий прием пищи. Это означает, что ребенка легче усадить за стол и накормить. Первый завтрак рекомендуется устраивать в семь – восемь часов утра, для второго завтрака подойдёт время в десять – одиннадцать часов. После прогулки и активных игр ребенок быстро и с удовольствием съест обед.
Вечером устраивайте только спокойные игры, выбирайте спокойное времяпрепровождение. Не включайте эмоциональные передачи или мультфильмы, чтобы они не приводили ребенка в возбужденное состояние. Перед телевизором детям нельзя долго сидеть, это приносит вред органам зрения, а также сказывается на активности. Перед сном лучше всего почитать книжку. Это действует на ребенка успокаивающе.
Распорядок должен быть гибким, и по мере взросления он существенно меняется. Введение прикорма, переход на единоразовый дневной сон, посещение детского сада, школы и многие другие этапы, сопровождающие взросление ребенка, оказывают огромное влияние на распорядок.
Утренний прием детей в ДОУ
Как только ребенок приходит в садик, его встречает воспитатель или медицинский работник.
На утреннем приеме проводится осмотр малыша на наличие вирусных или инфекционных заболеваний
, от которых могут пострадать другие дети.
Если ребенок все-таки заболел, или имеются малейшие подозрения на инфекцию, то воспитатель сообщает об этом родителям, и малыша госпитализируют с разрешения одного из членов семьи или отправляют домой.
Организация режима дошкольника
У детей до трех лет режим меняется чаще всего, поскольку меняется продолжительность дневного и ночного сна, количество приемов пищи, добавляются все новые виды деятельности. Дети дошкольного возраста быстро утомляются, их нервная система не является совершенной, она неустойчива и истощается за короткий промежуток времени. С этим связаны капризы, истерики и слезы. Постоянная смена деятельности попеременно активирует разные зоны коры головного мозга, в результате организм меньше перегружается.
Дети дошкольного возраста способны заниматься активной деятельностью не дольше пяти – шести часов в день, поэтому им требуется дневной сон. Ребенок, соблюдающий режим, засыпает и просыпается в одно и то же время, а значит, он полноценно отдыхает и встает утром с хорошим настроением. Родителям гораздо легче разбудить ребенка, гораздо проще собрать его в детский сад и школу, без истерик и капризов. В результате сохраняются нервы родителей, в семье по утрам царит покой и согласие.
Если ребенок не ходит в дошкольное учреждение, с ним можно позаниматься, поиграть, сделать домашние дела. Все можно успеть сделать без скандалов, если ребенок будет в хорошем настроении. При тщательной организации дня и вечер проходит спокойно и без конфликтов. Родители успевают пообщаться с ребенком и уделить внимание друг другу.
Пример режима дня дошкольника:
- 7:00 – 8:00 – подъем, зарядка, гигиенические процедуры;
- 8:00 – 8:30 – завтрак;
- 8:30 – 9:30 – игры, полезные занятия;
- 10:00 – второй завтрак;
- 10:30 – 12:30 – прогулка;
- 12:30 – обед;
- 13:00 – 15:00 – дневной сон;
- 15:30 – полдник;
- 16:00 – 16:30 – игры, полезные занятия;
- 16:30 – 18:00 – прогулка;
- 18:30 – ужин;
- 19:00 – 20:00 – полезные занятия, спокойные игры, общение с родителями;
- 20:00 – гигиенические процедуры, принятие ванны, подготовка ко сну;
- 20:30 – ночной сон.
Учим учиться
Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?
Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.
Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.
Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?
- Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
- Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
- Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
- Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
- Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
- Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
- Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
- Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
- Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.
Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.
Организация режима школьника
Составляя режим, учитывайте местонахождение школы, время, которое уходит на преодоление пути от дома до школы, время года, особенности здоровья, посещение кружков и индивидуальные особенности характера. Активность и отдых нужно соотнести таким образом, чтобы избежать переутомления.
После уроков ребенку необходим отдых, чтобы он мог приступить к выполнению домашнего задания. Отдых может быть выражен в посещении любимой секции, кружка или в прогулке на свежем воздухе. К подготовке уроков можно приступать не ранее, чем через три – четыре часа после школы. Некоторым малышам еще требуется дневной сон, поэтому после возвращения из школы, нужно дать им возможность поспать, тогда оставшееся время они будут в хорошем расположении духа и полны сил.
В идеале младший школьник должен питаться пять раз в день. Сон должен длиться примерно десять часов. Перед ним желательно поиграть в спокойные игры или прогуляться на улице. Ежедневные ритуалы в виде принятия душа и чистки зубов настроят ребенка на нужный лад. Каждое утро ребенок должен делать зарядку. Желательно составить комплекс, который будет задействовать все мышцы. Зарядка позволит ребенку почувствовать себя отдохнувшим и активным, она поможет проснуться.
Не забывайте о домашних обязанностях, которые должны быть у каждого ребенка. Младший школьник может заправлять постель, убирать игрушки, наводить порядок на рабочем столе, мыть посуду, вытирать пыль и многое другое. Выберите то, что подходит именно вашей семье.
На подготовку уроков младший школьник должен тратить не более двух часов в день. Приучайте малыша сначала выполнять сложные предметы, а заканчивать подготовку домашнего задания легкими и интересными уроками. В свободное время ребенок может посещать кружки, заниматься творчеством, гулять. Однако малышу необходимо выделять время, когда он может побыть наедине с собой и ничего не делать. Такие паузы жизненно необходимы.
Пример режима дня школьника:
- 7:00 – 8:00 – подъем, зарядка, гигиенические процедуры, завтрак, дорога в школу;
- 8:00 – 12:00 – школьные занятия;
- 12:30 – обед;
- 13:00 – свободное время или дневной сон;
- 14:00 – 15:30 – выполнение домашнего задания;
- 15:30 – полдник;
- 16:00 – 18:00 – прогулка, посещение кружков, секций;
- 18:30 – ужин;
- 19:00 – 20:00 – свободное время, спокойные игры, общение с родителями;
- 20:00 – гигиенические процедуры, принятие ванны, подготовка ко сну;
- 20:30 – чтение на ночь;
- 21:00 – сон.
Активный период
Когда у мамы много забот по дому и не всегда хватает времени заниматься малышом, можно совмещать домашние хлопоты с развитием карапузов. Например, пригласите кроху присоединиться к процессу приготовления ужина или пусть малыш поможет вытереть пыль. Еще можно предложить ребенку попаливать цветочки. Полезным будет обучать малыша, например, видам ткани, предложив ему отобрать из стопки одежды только шерстяные вещи.
В трехлетнем возрасте дети еще более любопытны, чем ранее. Теперь они умеют говорить, а этот период еще называют временем почемучек. Поэтому, старайтесь отвечать на вопросы крохи, объясните, как действует то или иное устройство. Когда вы убираете, не поленитесь, рассказать карапузу, как работает пылесос или стиральная машинка, что делает утюг с одеждой и так далее.
Вам и дальше стоит уделять время для развития творческих способностей своего ребёнка. Следите, чтобы обязательно в его распорядке присутствовали рисование, лепка. В данном возрасте некоторые родители уже учат детей игре на музыкальных инструментах.
Важно понимать, что активные игры лучше проводить до обеда, после — только спокойные занятия.
Как приучить ребенка к режиму?
Приучить ребенка к распорядку дня бывает не так просто. Могут помочь несколько советов и хитростей:
- Старайтесь не нарушать режим без уважительных причин, которыми, например, могут явиться болезнь и плохая погода на улице. Даже приход гостей не должен повлиять на план.
- Не заменяйте прогулки и игры просмотром телевизора, планшетом или компьютером.
- Обращайте внимание на самочувствие ребенка. Если ему нездоровится, скорректируйте распорядок.
- В первую очередь составьте режим для себя и неукоснительно его соблюдайте. Помните, что главным примером для детей являются родители. Если вы сами не живете по режиму, даже не пробуйте требовать этого от ребенка.
- Используйте игровые элементы в процессе приучения, например, интересные будильники, красивые плакаты с расписанием, галочки, флажки.
Помните, что в любых ситуациях необходимо думать. Необходимость соблюдения распорядка дня не означает, что вы должны следить за ребенком с часами в руках. Бывают ситуации, когда без нарушения графика не обойтись. Иногда можно позволить малышу поиграть немного подольше, либо отложить прогулку из-за плохой погоды. Жить постоянно по написанному плану не получится, поскольку жизнь всегда вносит свои коррективы.
Прогулки
Ребенок в 3 года сам с радостью бежит на улицу. Некоторых детей очень сложно затащить назад домой, особенно, если у них уже появились друзья. Хотя нередки случаи, когда дети противятся выходу во двор. Но мама должна помнить о том, насколько важен для крохи свежий воздух. Если вашему ребенку не нравится играть с другими детьми на площадке, то вы можете просто отправиться в парк. Многим малышам нравится проводить время в развлекательных центрах, но ведь туда нужно как-то добраться. Именно это может стать стимулом для того, чтобы карапуз вышел на улицу. Хорошо, если этот центр находится в паре остановок от вашего дома, которые вы сможете преодолеть пешком.
Желательно на улице находиться не меньше, чем два часа за день.